Машины под ударом

Сегодня в эпицентре кризиса оказались производители вагонов и автомобилей, показал проведенный «Экспертом» беглый обзор самочувствия отечественных промышленных предприятий.

В 2014 году производство железнодорожного подвижного состава упало в России на 15,3%, в этом году ожидается продолжение негативной динамики. На рынке грузовых вагонов — избыток предложения: их парк относительно недавно был обновлен и в условиях снижения объемов перевозок потребности в новых вагонах нет. В пассажирском и локомотивном сегментах, напротив, назрела острая необходимость в закупке нового подвижного состава взамен изношенного старого. Однако основные покупатели, РЖД и подконтрольные ей структуры, не радуют производителей заказами. Как результат, предприятия железнодорожного машиностроения стали снижать производство, сокращая рабочую неделю, увольняя сотрудников и даже приостанавливая работу.

Так, «Алтайвагон» (входит в холдинг «Сибирский деловой союз») еще в октябре 2014-го перевел сотрудников на четырехдневную рабочую неделю и планирует сократить 34% штата. «Трансмашхолдинг» перешел на четырехдневку с февраля этого года и готовит сокращение 20% персонала. «Рузхиммаш» (входит в корпорацию «Русские машины») планирует с апреля принять аналогичные меры, здесь угроза увольнения нависла над 31% сотрудников. С 4 по 18 февраля в вынужденном отпуске находится несколько тысяч сотрудников Уралвагонзавода (УВЗ) — персонал вагоносборочного и части металлургического производства.

Машиностроительную отрасль охватили массовые приостановки производства. До 19 января 2015 года простаивал «Алтайвагон». На «Промтракторе» (структура холдинга «Тракторные заводы») новогодние праздники продолжались до 1 февраля. Есть и более тревожные примеры. Например, входящий в «Трансмашхолдинг» Новочеркасский электровозостроительный завод с 29 января остановился на неопределенный срок из-за отсутствия заказов. По той же причине с 9 февраля встало другое предприятие «Трансмашхолдинга» — Тверской вагоностроительный завод, выпускающий пассажирские вагоны локомотивной тяги.

Плохи дела и в автомобилестроении, главным образом на локализованных в России производствах иномарок. Резкая девальвация рубля привела к повышению цен на иномарки, в производстве которых используются импортные комплектующие. В сочетании со снизившейся покупательной способностью граждан это привело к тому, что спрос на новые автомобили в 2014 году упал более чем на 12%, при этом продажи подержанных машин выросли за этот период на 19%.

Иностранные автопроизводители спешно отреагировали на изменение конъюнктуры. Еще в декабре 2014 года была приостановлена работа на заводах «ПСМА Рус» (PSA Peugeot Citroen, Калуга), Ford (Всеволожск) и Renault (Москва). Последний возобновил работу 11 января, но намерен с 16 февраля вновь прекратить ее из-за низкого спроса. Завод Volkswagen в Калуге простаивал с 22 декабря 2014-го по 12 января текущего года (причем это уже третья длительная остановка предприятия в 2014 году). С 11 февраля приостановлена работа калужского завода Volvo Group Trucks (выпускает грузовики), 30% сотрудников уволено. С 23 марта и предположительно до 15 мая будет бездействовать часть производственных линий петербургского завода General Motors. Компания объясняет этот шаг падением своих продаж в России почти на четверть.

Прекращают работу не только вагоно и автомобилестроительные предприятия.

С 2 февраля до 6 апреля остановлен завод строительной техники Hitachi в Тверской области. Сообщается о приостановке завода «Автокран» в Ивановской области. Подконтрольный УВЗ завод «ЧТЗ-Уралтрак» в Челябинске останавливаться не будет, но из-за низкого спроса в период до мая 2015 года уволит 82% сотрудников.

Очевидно, что из промышленников сильнее всего пострадали от кризисных явлений в экономике машиностроители. На их фоне положение в других отраслях выглядит не столь мрачно. Однако вирус приостановок производства начинает распространяться и на них. Так, 1 февраля встал Колымский аффинажный завод (КАЗ). Однако причины приостановки производства иные, чем у машиностроителей: из-за ошибок менеджмента КАЗ у предприятия сильно выросла долговая нагрузка и сейчас предприятие на грани банкротства.

Впрочем, некоторые сегменты машиностроения, такие как производство оборудования для нефтедобычи и нефтепереработки, на волне санкций и импортозамещения чувствуют себя относительно неплохо. Они полностью загружены заказами и на текущий момент, и на ближайшее будущее.

04.10.2015 10:48

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!