Выступление председателя Совета директоров ООО "ТМХ Сервис" и ОАО "Желдорреммаш" Кирилла Липы

ВЕДУЩИЙ: Я передаю микрофон Кириллу Липе, который является руководителем одной из самых крупных компаний, работающих в сфере промышленного аутсорсинга. Кирилл Валерьевич, у меня вот такой вопрос к вам, является ли по вашему мнению передача инфраструктуры государственных компаний в управление частных компаний одним из факторов оздоровления рыночной среды, это первое. И второе — что нужно сделать частным компаниям, чтобы стать, ну, вот, такими, как ваша для работы на аутсорсинге?

Кирилл Липа: Спасибо большое за возможность выступить сегодня. Уважаемые коллеги, добрый день. Я хотел бы продолжить ту дискуссию, которая уже сегодня состоялась. Те тезисы, которые сегодня были озвучены, в частности, господином Ходоришиным. Вообще, мне не нравятся шаблоны, мне не нравятся какие-то такие клише, что ли. Все директора, так сказать, российские исторические и советские еще, может быть, когда-то их называли красными, если помните, они все стремились к тому, чтобы все иметь у себя. У этого были амбициозные источники такие личностные, но у этого были и экономические посылки. Они связаны были с вертикальной или там уж как тогда не знаю, как называлось, интеграцией, связанной с тем, что директор завода контролировал всю цепочку создания стоимости и соответственно управлял таким образом этим процессом. Западная практика говорит о том, что нужно иметь большое количество поставщиков. Соответственно, мы ищем эффективность в области диверсификации поставщиков.

Таким образом, на самом деле, любой директор любого предприятия любого конгломерата всегда находится между двумя дилеммами. То ли расширяться, чтобы контролировать, то ли, так сказать, развивать базу поставщиков, чтобы таким образом добиваться максимальной эффективности. Ключевой вопрос, есть ли эта база, есть ли среди кого, собственно говоря, развивать эту услугу. И для нашей страны это огромная проблема. Я вот думаю, что господин Мантуров меня поддержит. Всегда, когда приходит западная компания в Россию, выдвигается требование по локализации производства в России — 80 процентов, 70, я не знаю, 90 процентов. Цифры там очень высокие. Но это предполагает, что наличие в России уже готовой инфраструктуры, поставок для производства импортной, европейской, там, я не знаю, американской, какой-либо, японской и другой техники. В реальности такой инфраструктуры просто нет в силу того, что в советские времена все было, так сказать, в рамках одного предприятия.

Я представляю компанию «Трансмашхолдинг». У нас есть такая шутка, что на наших заводах по производству локомотивов, в частности, можно поставлять руду, получать локомотив. То есть, есть все — собственное сталеплавильное производство, собственное литейное производство, собственное штамповочное производство, собственное производство электродвигателей, собственное у нас производство дизелей. Мы все производим сами — колеса, колесные центра, в частности, для тепловозов мы делаем сами. Ну, и так далее. И это историческое наследие. Хорошо это или плохо, надо это развивать или не надо. Я вспоминаю, там, вот Владимир Иванович не даст соврать, 2000-е годы, когда в РЖД была идея, так сказать, о том, что производство локомотивов — это тоже собственная деятельность РЖД. И была большая дискуссия, а вообще должна быть частная компания или она должна входить в конгломерат "Российских железных дорог". По счастью тогда, как мне кажется, значит, удалось все-таки договориться о том, что это отдельный вид деятельности, который предполагает отдельную компетенцию, отдельные, так сказать, рынки, отдельных поставщиков и так далее. И с этого момента, по сути, началось развитие компании «Трансмашхолдинг».

Я хотел на нашем примере про развитие отрасли рассказать, потому что в те годы реально поставщиком, ну, в частности, локомотивов была, по сути, одна компания. Для РЖД, как потребителя, соответственно, стояла проблема — то ли ее иметь у себя, чтобы контролировать экономику, то ли развивать поставщиков. Вот, была принята, как я понимаю, логика развития именно поставщиков. После этого, после того, как существовала наша компания, появился наш конкурент. Он был создан во многом благодаря инициативам, так сказать, политическим. Губернатор Свердловской области и руководство РЖД, у нас реально появилась конкуренция в отрасли. С этого, собственно, все и началось.

Дальше в отрасль пришли иностранные поставщики, такие как Siemens, Alstom, Bombardier, которые различными образами вошли в российский рынок. Siemens вошел в альянс, соответственно, с Синарой, Alstom вошел в альянс с нами. Компания Bombardier приняла решение строить собственное предприятие в альянсе с частным партнером. Таким образом возник рынок, уже на который реально можно опираться.

Следующий шаг — это тот самый сервис, о котором сегодня говорилось. Действительно, вопрос, кто должен осуществлять ремонт техники. То ли это нужно делать то, что называется инхаус, самим, то ли это можно отдать в аутсорсинг. Вся дискуссия была вокруг понятия безопасности. Опасно или это безопасно. Вот самое ценное, что есть, наверное, на земле, это человеческая жизнь. Если мы ходим в частную клинику и лечимся там, вопрос опасности и безопасности почему-то не стоит. Вот должна ли клиника обязательно быть государственной, чтобы нам было не страшно в нее обратиться. Скорее, наоборот. Таким образом, вот эта вся дискуссия про опасность, безопасность мне не понятна. Если частная компания может производить, так сказать, я не знаю, атомную электростанцию или она может производить ракету, почему она, собственно, не может их запускать. Мне кажется, что это разделение, оно во многом искусственное. И вот эта вся дискуссия, она имеет реально совсем другие цели и преследует совсем другие цели. Все, что нужно поставщику услуги, он должен быть стабилен, он должен быть долгосрочен. То есть, потребитель должен понимать, что эта компания не растворится. Вот IT, например, традиционная услуга, которую никому не приходит в голову развивать внутри собственных компаний. Но ключевая проблема заключается в том, а что делать, если IT-провайдер исчез. Вот он существовал, существовал и вдруг растворился.

Поэтому на примере, вот, развития нашей, там, железнодорожной отрасли и машиностроительной железнодорожной отрасли, я хотел рассказать о том, что ключевая вещь и ключевая задача, как мне кажется, заключается в том, чтобы развивать поставщиков. Вот этой традиции нет в России, к сожалению. Поставщику нужно оказывать финансовую поддержку, поставщику нужно дать обязательно долгосрочные контракты, которые на длительный период времени определят правила ваших взаимодействий.

Нам удалось убедить, так сказать, компанию "Российские железные дороги" и совместно прийти к решению о том, что сервисные контракты должны быть на протяжении жизненного цикла. Жизненный цикл нашей продукции — это 40 лет. Он за пределами жизни даже вот некоторых отдельно взятых руководителей и моей, в частности. И здесь ни на кого не намекаю, Владимир Иванович. Не надо понимать меня буквально.

Я хотел сказать о том, что история заключается в необходимости создания долгосрочных стабильных взаимоотношений не в логике фиксации цены, а в логике фиксации, например, формулы цены, которая позволяет четко предпрогнозировать. Есть, конечно, вещи такого порядка, как ставка, валютные риски и все прочее, которые находятся за рамками любого прогнозирования, но, тем не менее, это не снимает общую задачу.

Поэтому мне представляется, что первое — деление, что может быть в аутсорсинге, что не может быть, искусственное. Действительно, может быть, наверное, все. Деление на государственное и частное искусственное. На протяжении жизни любого предприятия были периоды, когда оно было государственным, частным, потом оно вполне может опять стать государственным и снова частным. Это тоже искусственные все, так сказать, какие-то такие мифы. Основная задача заключается в одном. Достигает ли текущая форма управления и развития бизнеса эффективности или нет. Если достигает, значит, она правильная. Если не достигает, значит, она обанкротится. Будь она хоть государственная, хоть частная, хоть какая угодно. Все, спасибо.

29.09.2015 17:26

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!