День "сурика"

Без опыта работы даже выпускника с красным дипломом не ждут с распростертыми объятиями на рынке труда. Специфика транспортного образования такова, что одних теоретических знаний недостаточно. Но убить двух зайцев, то есть одновременно получить диплом и заветный стаж, все-таки возможно. В МИИТе отдельные студенты трудоустраиваются по специальности уже на первых курсах. Это становится реальным благодаря гибкому графику программы совмещения учебы и работы (СУР), которая действует в Институте транспортной техники и систем управления вуза.

Во все времена студентов, которые систематически опаздывали на утренние занятия, сокурсники справедливо сопоставляли с любящими всласть отоспаться сурками. Однако совершенно иной ритм жизни у студентов-«суриков», как их не то в шутку, не то всерьез называют в МИИТе. Нежиться по полдня в постели этим молодым людям недосуг.

Едва забрезжит рассвет, студент Игорь Петневич уже на ногах. Стараясь двигаться бесшумно, собирается на работу в потемках, чтобы не разбудить соседа по комнате в общежитии.

…В общем-то, Игорь тоже студент. С той лишь разницей, что помимо учебы на третьем курсе Института транспортной техники и систем управления он одновременно работает помощником машиниста электропоезда в моторвагонном депо «Перерва». Поспевать и там и тут позволяет специальная программа: два дня работаешь в депо, два дня учишься — подобная схема, кстати, апробирована во многих зарубежных вузах.

На работу Игорь устроился по распределению, которое состоялось после окончания Курского железнодорожного техникума (филиал МИИТа). Но узнав, что можно продолжить высшее образование в престижном университете на очном отделении по экспериментальной системе, долго не раздумывал.

Самодисциплина — привычка, выработанная в армии, — пригодилась парню в профессии. А еще — выдержка, внимательность. Именно эти качества нужны помощнику машиниста, который следит за тем, чтобы во время остановки закрывающиеся двери пригородной электрички ненароком не защемили кого-то из пассажиров, внимательно вслушивается в перестукивание колес моторного вагона (нет ли неисправностей), быстро и четко выполняет команды напарника. А бывает, когда хулиганят в вагоне, сам идет и призывает к порядку. Еще приходится оперативно устранять различные мелкие поломки. Например, при неполадках токоприемника — многие вагоны, сами понимаете, у нас доживают свой век.

Короче, в общагу с работы приходит выжатый, как лимон. Поспит пару часов урывками и бежит на пары… Что и говорить, тяжело! И все-таки работа на железной дороге — это его мечта, претворенная в жизнь. Еще в планах — полгода отучиться на машиниста электропоезда. По словам Игоря, пока это трудноосуществимо: не хватает времени и сил. Сначала хочет получить диплом. Хотя для его специальности карьерный рост — вопрос предопределенный.

А третьекурсник ИТТСУ МИИТа Денис Эрматов получает образование по направлению «подвижной состав железных дорог» и работает в пункте технического обслуживания грузовых вагонов (ПТО) «Люблино» (Южное). Чтобы стать осмотрщиком-ремонтником вагонов 5-го разряда, Денису пришлось окончить в вузе специальные курсы, успешно выдержать экзамен, пройти практику под руководством опытных наставников. Впоследствии оказалось, что многие его молодые начальники также учились и окончили МИИТ по этой же системе. Стало понятно их отеческое отношение, участие.

Зарплаты на «железке», может, и не космические, но неплохие, стабильные. А молодые специалисты с высшим образованием и опытом всегда нарасхват, так что со временем могут существенно увеличить оклад. Существуют льготы по ипотеке, на предоставление съемного жилья для иногородних. Впрочем, Денис привык «кантоваться» в родной общаге. Друзья не отпустят, говорит.

— А вообще, наша смена — самая ударная, план перевыполняем на 10-15%, — с гордостью говорит Денис. — Есть стимул работать хорошо. Нашел глубокий «ползун» на колесе, трещину или дефект — получи премию. Правда, если пропустил, то грозит наказание — выговор и штраф. Ведь от внимательности осмотрщика зависит безопасность перевозок на железной дороге. Безусловно, практика на производстве хорошо помогает в учебе. И наоборот — на работе, как воздух рыбе, необходимы знания, полученные в вузе.

Сергей Какоша, другой третьекурсник ИТТСУ МИИТа, работает в первом вагонном депо «Москва» (ВЧД-1) слесарем по ремонту подвижного состава. Его отец тоже железнодорожник, трудится помощником машиниста в родном Брянске. Сергею хотелось быстрее стать самостоятельным. Однако он понимал: чтобы зарабатывать, надо учиться. Работу помогли найти в учебном отделе ИТТСУ МИИТа на первом курсе.

— Большое внимание на железной дороге уделяют инструктажу и изучению техники безопасности, — рассказывает Сергей. — Ремонт подвижного состава — целая наука. Неисправности вагонов бывают совершенно разные.

Это как раз те изъяны, которые обнаруживает его однокурсник — Денис Эрматов, работающий осмотрщиком вагонов. Но есть еще одна важная профессия на железной дороге — токарь, работающий на колесно-токарном станке. Надо сказать, название у железного агрегата (КЖ-20), на котором работает студент

ИТТСУ МИИТа Игорь Мачулин, отнюдь не поэтическое, суровое. И задачи под стать — ремонт изношенных колесных пар. Причем ремонт в депо осуществляется без выкатки. То есть Игорь сначала должен прицепить вагон к лебедке, затем подтащить его к станку, вывесить колесо, подвести тяжелый станок и только потом приступить к обработке деталей. Сейчас парень с улыбкой вспоминает первый рабочий день, хотя тогда было совсем не до смеха.

— Первый рабочий день закончился ближе к полуночи, не все получалось, как хотелось, я чувствовал огромную усталость. В какой-то момент даже запаниковал, — признался Игорь. — Но в конце концов все встало на свои места.

У Игоря в его 23 года большой жизненный опыт. Отучился в Тамбовском железнодорожном техникуме (филиале

МИИТа), потом были служба в армии, работа проводником дальнего следования по маршрутам Москва — Адлер и Москва — Санкт-Петербург, работа слесарем-ремонтником в локомотивном депо «Москва-3» Московской железной дороги. Тоже, надо сказать, работенка не из легких — с помощью специальной пескоструйной машины приходилось очищать ржавые серьги, тяги, башмаки и другие вагонные детали до заданного шаблона. Проработал там полтора года и захотел чему-то новому научиться.

Тут как раз в МИИТе помогли. Если на первом курсе изучали технологию ремонта вагонов, то на третьем появилась возможность выбрать еще одну профессию. Игорь решил освоить специальность «машиностроение и ремонт подвижного состава». О своем выборе теперь не жалеет, со станком поладил, и очень доволен зарплатой — она хоть и повременная, но порой доходит до 60 тыс. рублей. Все зависит от объемов работ. Хотя, конечно, важны не только деньги, но и уважение коллег, преподавателей и других студентов. К слову, преподаватели МИИТа относятся с уважением к работающим студентам. На экзамене они демонстрируют глубокое понимание технологического оборудования и процессов.

— Обучение, конечно, платное, по практически все «сурики» самостоятельно зарабатывают на обучение и существование, — поясняет ведущий инженер учебного отдела ИТТСУ МИИТа Александр Нечаев, один из идейных вдохновителей экспериментальной программы, стартовавшей в вузе более 10 лет назад и, безусловно, доказавшей свою эффективность. Суть ее заключается в том, чтобы привлекать выпускников средних профессиональных учебных заведений из регионов для продолжения учебы в вузе на очной форме

обучения. Поступивших университет обеспечивает общежитием и работой на крупнейших железнодорожных предприятиях Москвы.

Как видим, график учебы в вузе строится с учетом интересов студентов, позволяя устроиться по специальности в хорошую компанию под гарантии, что его не обманут. Не секрет, что студенты во время учебы так или иначе подрабатывают. Но одно дело устроиться где-нибудь охранником или разъезжать по столице в качестве курьера, другое — трудиться на серьезном производстве.

— Надеюсь, вы обратили внимание, — спрашивает Александр Нечаев, — какие ответственные и умные студенты учатся у нас? Они все отслужили в армии, получили среднее профессиональное образование. Мы тщательно отбираем студентов. Однако в последние годы ощущается некоторый спад внимания к экспериментальной программе со стороны заказчиков и работодателей. Все чаще трудоустроить ребят помогают только старые контакты — это как раз те студенты, которые окончили СУР несколько лет назад и сами стали начальниками на производстве.

Для молодого человека из российской глубинки поступить в столичный вуз, отучиться на свои, а не родительские деньги (как делают все наши герои), получить профессию инженера и к моменту окончания вуза иметь пятилетний стаж работы по профессии — это и предмет гордости, и путевка в жизнь. И предприятию, где он продолжит профессиональную деятельность, уже не потребуется терять время на его обучение.

К тому же речь идет о качественно новом инженере. Во-первых, он прошел подготовку с использованием новейших технологий, в хорошем столичном вузе с большой историей и традициями. Во-вторых, у него есть возможность впитать столичную культуру: не секрет, что лучшие театры, музеи и галереи — в Москве. А это другие интеллектуальный уровень и уровень мотивации. В-третьих, молодой инженер на ранних этапах карьеры становится частью профессионального сообщества, может подружиться с такими же, как он сам, студентами из российских регионов, заводит контакты.

Работодателю в лице предприятия железной дороги данная система должна быть во всех отношениях выгодна. Почему же отсутствуют понимание и хоть какая-то поддержка (например, в виде повышенных стипендий)? Пока большую часть материальных, моральных и психологических тягот студентам-«сурикам» приходится выносить на своих плечах, за исключением той помощи при трудоустройстве, которую оказывают преподаватели-энтузиасты на кафедре

ИТТСУ МИИТа и те немногие руководители железнодорожных предприятий и столичной подземки, что предоставляют возможность проявить себя, заработать денег и помогают с адаптацией.

27.09.2015 21:11

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!